МБОУ Школа № 97
Красноярский край, ЗАТО г.Железногорск
  • Экологическое воспитание и культура в области обращения с ТКО

    В соответствии с изменениями, внесёнными в ст.8 федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, с 1 января 2019 года к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами добавилась ещё одна важная задача — организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в этой сфере.

    Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 года № 176 была утверждена Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года. Эта стратегия определяет ключевые механизмы реализации государственной политики в области охраны окружающей среды.

    В числе этих механизмов:

    - Принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов. Разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, которые будут учитывать низкий уровень выбросов и устойчивость экономики к изменению климата.

    - Формирование системы технического регулирования, включающей требования экологической и промышленной безопасности.

    - Лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

    - Нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды.

    - Внедрение комплексных экологических разрешений для экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии.

    - Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг.

    - Создание системы экологического аудита.

    - Стимулирование внедрения наилучших доступных технологий и создание объектов, отвечающих современным экологическим требованиям и стандартам, для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления. Увеличение объема повторного использования отходов производства и потребления за счет субсидий, налоговых и тарифных льгот и других форм поддержки.

    - Развитие государственных информационных систем, обеспечивающих информацию о состоянии окружающей среды и источниках негативного воздействия на неё, включая единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров.

    - Информирование населения и организаций об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, а также о состоянии окружающей среды и её загрязнении.

    Экологическое просвещение представляет собой процесс распространения знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни и состоянии окружающей среды, а также о рациональном использовании природных ресурсов. Основная цель этого процесса — формирование экологической культуры в обществе.

    Министерство природных ресурсов России: http://www.mnr.gov.ru/

    Природоохранное законодательство Российской Федерации охватывает широкий спектр правовых актов, направленных на защиту окружающей среды. Основным документом является Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который является основой для комплексного регулирования экологических вопросов.

    К подсистеме природоресурсного законодательства относятся:

    * Земельный кодекс Российской Федерации (ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.);
    * Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»;
    * Лесной кодекс Российской Федерации (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.);
    * Водный кодекс Российской Федерации (ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.);
    * Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты, принятые на уровне субъектов Российской Федерации.

    Конституция Российской Федерации заложила основы экологической стратегии государства и определила ключевые направления укрепления экологического правопорядка. В статье 9 ч. 1 закреплено, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    Особо важными являются две нормы Конституции:

    * Статья 42 закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.
    * Часть 2 статьи 9 провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы.

    Первая норма касается биологических основ человека, а вторая — его материальных основ существования.

    Конституция РФ также регулирует организационно-правовые взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами. Согласно статье 72, пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и ее субъектов.

    По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, обязательные на всей территории страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивая сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений. Закон также направлен на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

    В Законе прописаны важные правовые аспекты, касающиеся охраны окружающей среды:

    - Основы управления в сфере экологии
    - Права и обязанности граждан, а также общественных и некоммерческих объединений
    - Экономическое регулирование
    - Нормы и стандарты в области охраны окружающей среды
    - Оценка воздействия на природу и экологическая экспертиза
    - Требования к охране окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности
    - Зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных ситуаций
    - Государственный мониторинг окружающей среды
    - Экологический контроль
    - Научные исследования в сфере экологии
    - Основы формирования экологической культуры
    - Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

    Конечная цель охраны окружающей среды — это здоровье и благополучие человека. Поэтому в законах, касающихся охраны здоровья граждан, экологические требования занимают центральное место.

    Одним из ключевых источников экологического права является Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Этот документ регулирует санитарные отношения, связанные с защитой здоровья от негативного воздействия окружающей среды — производственной, бытовой и природной. Экологические требования, изложенные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, нормы о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов направлены на охрану здоровья и окружающей среды.

    Ещё одним важным источником экологического права является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В статье 18 этого документа говорится: «Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды...»

    Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России, таких как Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и Федеральный закон «О животном мире».

    На основе Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения, за исполнение которых оно несёт ответственность. Постановления Правительства РФ также являются нормативно-правовыми актами. Согласно статье 114 Конституции РФ, Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

    Природоохранительные министерства и ведомства наделены правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Эти акты обязательны для исполнения другими министерствами и ведомствами, а также физическими и юридическими лицами.

    Берегите природу и заботьтесь о её экологическом состоянии!

    Раздельный сбор твёрдых коммунальных отходов (ТКО)

    Раздельный сбор мусора имеет несколько важных преимуществ:

    1. Увеличение эффективности переработки. Когда отходы разделены по фракциям, они могут быть более эффективно переработаны. Например, пластик может быть переработан в новые пластиковые изделия, а бумага — в новую бумагу. Это позволяет сократить потребление природных ресурсов и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

    2. Сокращение объёма отходов на свалках. Раздельный сбор мусора позволяет сократить объём отходов, которые отправляются на свалку. Это особенно важно, учитывая ограниченные пространства для свалок и проблемы, связанные с их эксплуатацией и загрязнением окружающей среды.

    3. Снижение загрязнения окружающей среды. Раздельный сбор мусора помогает предотвратить загрязнение окружающей среды. Некоторые виды отходов, такие как пластик, имеют долгий срок разложения и могут вызывать серьёзные проблемы для экосистем и животных. Раздельный сбор позволяет эффективно утилизировать эти материалы и снижать их негативное воздействие.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie